«Я не верю в гениальность художника, о котором говорят, что он не следует определенной традиции. Часто мы не можем или не хотим проследить ее, а бывает, и сам художник, и его пропагандисты утверждают, что его творчество отличается принципиальной новизной и ни на что непохоже. Люблю великих мастеров, учусь у них понимать природу - это и есть традиция, а без традиции, как дом на песке, искусство существовать не может. Продолжая изучать древнерусское, итальянское и фламандское искусство, я начал понимать, как простой сюжет можно средствами искусства поднять до высокого космического звучания, когда сюжету придается философское значение и форма изображения становится совершенной». Так написал Дмитрий Жилинский в короткой вступительной статье к каталогу своей персональной выставки, экспонированной в начале 1985 года в залах Академии художеств, и надо сказать, что эти его слова могут восприниматься не только как выражение его индивидуальных устремлений, но и как своего рода декларация целого поколения наших живописцев . Каково же значение этой декларации? Часто приходится слышать, что наше искусство 60-х и в особенности 70-х годов отмечено особым личностным отношением художников к миру. Однако, как мы знаем, это личностное отношение, отбрасывающее стандарты и штампы художественного мышления, было теснейшим образом связано с укреплением художественного мастерства - мастерства и в широком, универсальном значении, и в смысле более узком, цеховом, как школы изобразительного ремесла. И тот и другой аспекты внутреннего развития живописи были связаны с крепнувшим у живописцев сознанием своей включенности в мировой художественный процесс. Это сознание породило вполне конкретные формы установления связей и с искусством начала нашего века, и с искусством отдаленных эпох. Однако нетрудно заметить разницу между тем, как «наводили мосты» с прошлым представители так называемого «сурового стиля» рубежа 50-х и 60-х годов (П. Никонов, Н. Андронов, братья А. и П. Смолины, Т. Салахов, Г. Коржев, В. Иванов) и как это с конца 60-х годов начали делать живописцы, которых теперь принято именовать «семидесятниками.