Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Процесс осмысливания метафорического течения

 Проблемное соотношение не осмысливается как главное, существенное в интересующем нас направлении. Но было бы ошибкой считать существование его случайным явлением в культуре. Вероятно, в эпохи крупных общественных эволюции, какой является НТР, закономерны попытки приспособить сложившиеся ранее языки для описания быстро меняющегося мироощущения, миропонимания современника. Собственно, так уже не раз бывало. Под этим углом зрения, например, можно рассматривать происходившие на рубеже XIX - XX веков в мировой культуре процессы, которые были синхронны первой научной революции. Уже тогда А. Блок метафоричность мышления называл «цивилизованным одичанием» и видел за ним «саму смерть». Метафора, культ приема проникают в современную прозу и поэзию и здесь вызывают не только сомнения, но и резкое отрицание. Опыт гораздо более критичной к себе литературы должен быть также принят во внимание. Процесс осмысливания метафорического течения нелегок. Тенденция обладает некоей всеобщностью, отражает некоторые реально существующие, достаточно часто встречающиеся черты современника - рационализм, стиль «экономного» мышления, веру в иронию как непременное условие познания (переосмысленное «подвергай все сомнению») и тут же - формы аналитического, научного мышления, необходимым атрибутом которых представляется ссылка; работы эти, наконец, «интерьерны» в силу нередких своих декоративных достоинств. Вот почему часть искусствоведов и зрителей приняла новое течение не без восторга; другая же их часть с пониманием наблюдала попытки сложения «новой» образности: процессы в культуре обладают высокой инерционностью, и даже массированными критическими выступлениями их не остановишь (достаточно сказать, что на выставках появились работы, прямо ссылающиеся на холсты первого поколения школы). И все-таки опыт наблюдений и анализов за истекшие годы позволяет сделать вполне объективные выводы.