Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Произвольные совмещения пространств

Применяются все виды перспективы - от строжайшей прямой (или обратной) до выродившегося, абсолютно плоского, не глубже картинной плоскости, пространства. (Надо отметить, что практически всегда сохраняется единство пространственной организации и характера, языка живописного изложения.) Такие «ковровые» построения особенно характерны для ассоциативных композиций, в последних, впрочем, возможны самые произвольные совмещения «пространств». Примеров тут может быть сколько угодно: можно упомянуть некую «гиперсферическую» перспективу, использованную Е. Струлевым в холсте «Утро. Восход» (1977), или членение полотна на независимые композиции (А. Волков «На балконе», 1980). Отказ от традиционного живописного пространства можно понять как прием описания сложных, насыщенных отношений нашего современника, калейдоскопичности бытия, резко ускорившегося темпа жизни, существенно усложнившихся «содержаний» современной профессиональной деятельности.

Однако ассоциативная композиция условна еще более, чем традиционная, и, естественно, требует выявления какой-то внутренней логики связей вещей, героев. Их сумма не должна быть простой арифметической операцией. Когда же Э. Илтнер присоединяет к бегло очерченным трудовым сценам различные пейзажи, «погоды», чистые геометрические фигуры или реальные строительные детали, очень неопределенным образом существующие в пространстве («Монтаж», 1977; «Куршское городище», 1978-1979), то это дает лишь комплекс разрозненных мотивов. Если А. Швегжда нанизывает на формально замышленную пространственную ось одну и ту же фигурку учащегося профтехучилища («Будущие механизаторы», 1976), то это еще не гарантирует стройной композиции и отчетливо выраженной идеи произведения. Приемы подхватываются, варьируются другими авторами, однако за годы этот процесс не обнаружил тенденции к развитию, появлению существенных достоинств.