Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Метод Монте-Карло

Отсутствие совершенно необходимой мотивации позволило одному из критиков очень метко назвать такого рода «живописные представления» кукольным злодейством, и это уничижающее нелегкий театральный жанр концептуально «Никаких новостей» (1979), декларирует чисто вероятностный выбор фрагментов действительности. Почему же, обособленно взятые, они все-таки интерпретируются так загадочно и почему именно эта ничем не доказательная загадочность должна связывать полотна? Авторская позиция оказывается не самой логичной. На самом деле отсутствие новостей есть новость. «Не новость» - это отсутствие значащей информации, «белый шум» (название стационарно-случайных процессов в теории вероятности). Может быть, и стоило бы изобразить такой шум живописно, но подобные попытки в истории искусства уже были.

Своеобразно используемый «метод Монте-Карло» продолжает жить и сегодня в соотношениях сюжетов и названий полотен, в компоновке «материала». В работах 1982 года с близкими названиями («Вечерние новости», «Пейзаж с новостями дня») А. Кесккюла в одном случае иллюстрирует тему нейтральным пейзажным городским мотивом, в другом - придает ей невнятную политическую окраску. Тема новостей промелькнула в «репортерских» холстах 1980-х годов (М. Тохтаев, Р. Таммик), неглубоких и гадательных по смыслу, заставивших зрителя усомниться в существе героической профессии или хотя бы в ее этическом плане. В информационном описании равняются звучания мотивов лестничной площадки (Е. Амаспюр, 1980) и сугубо «случайно» увиденных женских образов в окнах (А. Петров «Дом у железной дороги», 1982; «Москва. Ясенево», 1984). Преимущественное внимание, которое отдают художники и в самом деле эффектным цветопластическим сопоставлениям, отодвигают «человеческое начало» на второй план, если не дальше; пронизывающая образ жесткость сама по себе метафорична. Она не так уж трудна, потому что объективистский подход требует очень небольшой духовной работы. И, может быть, это не концепция, а просто нежелание входить в отдельные судьбы, искать типические черты современников?