|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Основные компоненты образаПолное описание предмета оказывается трудным потому, что иносказание нередко осуществляется в нескольких взаимообусловленных планах и столь же часто бывает трудно установить, какой из них ведущий. Но естественно предположить, что метафоризации подвергаются самые основные компоненты образа - сюжет, пространственно-временные отношения и способ изложения. Собственно, критика давно анализирует эволюцию именно этих элементов. Полотна и авторы, которые в этих случаях упоминаются, известны настолько хорошо, что появляется возможность ограничиться ссылкой на некоторые достаточно типические вещи. Не представляется существенно важным и то, что последующий, более тонкий анализ может выявить в названных работах иные метафорические доминанты: полотна рассматриваются в русле по-своему целостного течения. В метафорической сюжетике критика насчитывает несколько вполне устоявшихся, постоянно пополняемых направлений. Возродился интерес к мотиву массового народного гулянья, праздника (Н. Нестерова «Шапито», 1972; Т. Назаренко «Проводы зимы», 1973, и другие тематически им близкие полотна 1970-1980-х годов). Зрители и специалисты были благодарны художникам за обращение к «хорошо забытой» теме. Она была, очевидно, подсказана возрождавшимися начиная с конца 1960-х годов лучшими народными традициями, возникновением новой обрядности (процесс этот продолжается и ныне, и вершина отражения его в искусстве - проникнутый подлинным пониманием сути и духа народной эстетики, образа жизни, светлый «Лад» В. Белова). Может показаться, что в метафорическое русло такие сюжеты не укладываются: напротив, их хотелось бы понять как конкретное, содержательное и напряженное размышление по поводу каких-то аспектов современного общественного бытия, образа жизни. |
|