Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Живописная метафора сегодня

Одним из фундаментальных понятий искусства является метафора. Своеобразие ее кажется неисчерпаемым, широта использования - едва ли не универсальной. Общекультурный феномен может быть рассмотрен сквозь призму «метафорического» живописного направления. Определение было выдвинуто еще в конце 1960-х годов Д. Сарабьяновым как признак главного качества полотен некоторых молодых художников. Именно эта дефиниция получила наибольшее распространение в критических и теоретических исследованиях. Достаточно мощному живописному течению уже почти два десятка лет. Лучшие полотна «метафористов» украшали самые крупные всесоюзные выставки, представляли советское искусство за рубежом. В последние годы можно встретить «иносказательные» полотна, подписанные и мастером старшего поколения, и молодым, новой генерации художником. Это легко понять. Останавливающие, надолго удерживающие при себе зрителя, заставляющие крепко задуматься критика, такие холсты хорошо смотрятся на фоне работ обычного повествовательного плана. По сравнению с ними «метафорические» вещи нередко выглядят активнее, даже актуальнее. Больше того, специфические черты направления породили мысль о необходимости искусствоведа нового типа - истолкователя, дешифровщика образов, переводчика для широкого зрителя. Но, одновременно, такого рода полотна вызывают довольно острые замечания, критики отмечают в них «герметизм», «субъективную сверхдуховность», отсутствие былой наступательное  и даже исчерпанность. Не боясь обидеть живописцев, можно сказать, что подлинно высоких, эпических образов нашей современности в рамках интересующего нас направления еще не создано, тогда как художники «сурового» стиля, оперируя не самым гибким языком, в лучших работах отразили главные веления времени глубже.