Можно сказать, что образные сопоставления в ассоциативной картине (как в портрете и натюрморте) композиционно и пластически экспонируются и ждут осмысления, активно обращенные к зрителю. Это выражается и в характере композиции, часто фронтально-симметричной («В мастерской», «Подруги» 3. Аршакуни, 1979); и в утверждении архитектоникой пластического строя - фронта картины («Работа окончена» В. Попкова, «Семья» А. Мелконяна); и в сопоставлении двух как бы равно весомых фигур («У родника» В. Шаманова, 1969; «Город на двоих» В. Тюленева, 1978); наконец, в прямом обращении персонажей к зрителю («Шинель отца» В. Попкова; «Адам и Ева» Д. Жилинско-го, 1978; «Июль» О. Субби). В последних работах особенно красноречиво - выраженное образами героев - психологическое состояние вопроса. Но в принципе почти каждая ассоциативная картина заключает в себе вопрос, осознанный художником и адресуемый зрителю. Она как бы выносит на обсуждение проблемную ситуацию. В соответствии с этим образная структура картины диалогична (двучленна или многочленна). Как правило, в картине такого типа отношения образных компонентов обострены. Графически акцентированная стилистика архитектурных мотивов олицетворяет «столкновение» разных эпох в пейзаже «Архитектура» (1965) Я. Крестовского. В работе «Шум моря» (1971) О. Лошакова напряженно противопоставлены друг другу человек и стихия. В картине «Август» (1977-1980) Е. Моисеенко резко контрастируют между собой застывшая в глубоком раздумье фигура старика и как бы пребывающая в безоглядном полете фигура юноши... Специфика ассоциативной картины - в авторски заостренной диалогичности, в драматургии построения лирического в основе своей образа, то есть в драме идей, понятий, эмоций. Это, так сказать, диалог в монологе.