Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Обзор различных вариантов ассоциационной картины

Между типами картин, ориентированных на зримое, с одной стороны, и воображаемое - с другой, существуют картины промежуточного типа. Среди них - варьирующие на разные лады тему театра, цирка, карнавала, где воображаемое, так сказать, осуществляется в самой реальности. В то же время представленное зрелище не претендует на полную жизненную достоверность - в театре, в цирке любые чудеса возможны! Благодаря характеру мотива снимается проблема совместимости разноплановых образов и художнику не грозит разрушение единства пространственно-пластической структуры. Не здесь ли одна из причин того, что тема театра сделалась столь притягательной для живописцев? Именно этот путь избрали О. Булгакова («Театр. Актриса Марина Неелова», 1976; «Цирк. Представление», 1976), отчасти Т. Назаренко («Новогоднее гулянье», 1972) и другие. В их картинах перед нами возникают не видения, а «тоже жизнь». Но жизнь - не похожая на обычную. При восприятии подобных работ развитие ассоциаций движется по линии установления во вроде бы «незнакомом» - сокровенно «знакомого». Внешне неправдоподобные порой действия оказываются проекцией каких-то внутренних проявлений.

Даже при беглом обзоре различных вариантов ассоциационной картины видно, что они связаны если не строго хронологической, то логической последовательностью: одна форма вытекает из другой или является ее продолжением, развитием, и это убеждает нас в органичности бытия картины данного типа. Выполняя особую роль в осознании сложной проблематики современного мира (о чем еще пойдет разговор), она специфична и в способах общения со зрительской аудиторией. Ассоциативная картина с особой настойчивостью требует выразительного «пластического изложения».