Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Образно-смысловые сопоставления

Единство места, времени и действия традиционной сюжетной картины было поколеблено уже формой триптиха и полиптиха. Полиптих подразумевает сопоставление своих частей, мотивированное общим замыслом. Но логика развития принципа, коль скоро он найден, идет дальше. Сопоставления не только строятся на допустимой случайности, не только опираются на прообразы в виде скрытого монтажа: характерен здесь мотив «картины в картине», часто избираемый художниками («Северная часовня» В. Попкова, «В мастерской» 3. Аршакуни, 1980), а также мотив зеркала («В мастерской в первый день Нового года»

A. Никича, 1972) или трюмо («Брат из армии вернулся» К. Нечитайло, 1976; «Перед зеркалом» А. Мелконяна, 1977); образно-смысловые сопоставления овладевают монтажом явным, открытым. Чисто внешняя мотивировка композиции становится все более зыбкой и менее убедительной - невозможно, к примеру, объяснить логикой «уличной сцены» композиционно-пространственное построение картины

B. Попкова «Мой день», представляющей собой, по сути дела, триптих, совмещенный на одном полотне. Семидесятые годы утвердили и иные варианты монтажных композиций. Раскрываются стены интерьеров («Летний» и «Осенний» интерьеры О. Субби, оба 1970; «Забытые интерьеры» В. Тюленева, 1979). Сопрягаются разные пространственные и пространственно-временные планы («Белая ночь» В. Тюленева, 1974; «Московский вечер» Т. Назаренко, 1978; «Воспоминание о революции» К. Нечитайло, 1980). В картине «Декабристы. Восстание Черниговского полка» (1968) Т. Назаренко как бы демонстрирует процесс «вхождения» в тему, показывая его последовательные этапы и обнажая саму «методологию» прочтения истории современным художником.