Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Прямые сопоставления образных компонентов

Сокровенное значение образов, соприсутствующих в картине, «вычитывается» из их сопоставления. Причем сопоставляться могут явления как будто бы разнопорядковые. И происходит это на основе тех ассоциативных свечений, которые возбуждаются - в определенном контексте - различными предметами. Они представительствуют от имени неких понятий, смыслов. Эти-то смыслы и вступают в диалог. Иными словами, образы оказываются сопоставимыми на уровне их расширенного эмоционально-смыслового содержания. И сопоставление осуществляется в мире воображаемом, субъективно представленном, хотя и отражает зависимости мира объективного. Но драматургия сопоставления развертывается в рамках лирической образной структуры, не лимитированной логикой событийной.

Несомненно, прямые сопоставления образных компонентов дополняются и развиваются посредством соответствий и несоответствий (контрастов), проходящих на разных уровнях образной структуры: на уровне режиссерско-психологического решения (несоответствие самопроявлений каждого персонажа общей теме празднества в картине Т. Назаренко «Карнавал», 1979); на уровне архитектоники картины, ее ритмического строя (роль вертикалей и горизонталей окна, подчеркивающих и «особость», и внутреннюю связанность героев в работе А. Мелконяна «Семья», 1967); на уровне цветовой организации (вторжение красного цвета, характеризующего костюм гостя, пришельца, явившегося в семейный круг откуда-то извне, в картине 3. Аршакуни «Беседа», 1978).

Нетрудно заметить, что в основе приведенных примеров также лежат принципы сопоставления, способного выразить определенный смысл. Он очевиден не сразу. Второй - смысловой - план картины как бы факультативен. Но именно он и дает мотивировку первому - изобразительному - плану, оправдывая допускаемые подчас «несообразности» первого плана. Для большей ясности обратимся к конкретным работам.