В картине ассоциативного типа выше степень «вмешательства» художника в объективный жизненный материал, степень его организации (отбора и построения) согласно нескрываемой воле автора, выражающей его концепцию. Изобразительное описание может быть прерывистым, пунктирным, выделяющим отдельные фрагменты. Разумеется, оппозиция повествовательного и ассоциативного начал относительна. Как определенные тенденции они взаимодействуют и взаимопроникают в живописном произведении. И все же какое-то из них может доминировать, создавая особое качество поэтики художника и выливаясь в соответствующей образной структуре произведения. Образная структура ассоциативной картины определяется не объективным развитием события, не фабулой, интерпретированной сюжетом (в обычном его понимании), а «сюжетом» авторской мысли. На смену изложению действия приходит язык сопоставления тщательно отобранных образных компонентов. Они «встречаются» в картине вне прямой логики жизненного факта, события, являясь подчас как бы по прихоти случайного совпадения. Так, сама по себе фабула не оправдывает присутствия памятников в картине «Майский праздник» В. Попкова. «Необязательно» окно с призрачным видом ночного города и часами в его же картине «Работа окончена». «Необязателен» бумажный ангел, «летящий» строго параллельно смычку альтиста в одноименной картине (1972) Д. Жилинского. И т. д. Картина как бы вбирает в себя опыт формирования образной структуры в натюрморте и отчасти в портрете, где мотив сознательно ставится и организуется художником в расчете не на реальное взаимодействие «персонажей», а на их «действо» в сознании зрителя. По сути дела - ив этом родство с натюрмортом - между представленными предметами ничего не происходит. Но предмет вступает в разговор с предметом, подобно тому, как «звезда с звездою говорит» в стихотворении поэта, через его «я».