Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Корни проблематики и поэтики картины

Вправе ли мы видеть в скромной работе столь масштабное содержание?

Ответ заключен в самой логике творческого пути. В. Попкова. Выражая стиль мышления художника, картина «Майский праздник» является звеном в цепи близких по преблематике и поэтике работ. В том же 1972 году написана Попковым «Тишина»-вариация «Майского праздника», где участвуют, в сущности, те же «действующие лица» и девочка так же повернута спиной к статуям воинов-победителей и к памятникам древнерусского зодчества. Тема памяти, таким образом, ставится особенно обостренно, конфликтно. В разных вариациях, но не менее полногласно звучит она в написанных тоже в 1972 году картинах «Шинель отца» и «Северная часовня». В первой - решается проблема приобщения к истории «ближней», происходит нравственная «примерка» судьбы и деяний предшествующего поколения; во второй - ставится вопрос о приобщении к истории (и культуре) «дальней». То есть две тематические линии «Майского праздника» получают самостоятельную разработку.

Но корни проблематики и поэтики картины уходят глубже. Картина говорит о человеке, входящем в мир, и мире, его встречающем. Сложные, внутренне драматичные взаимоотношения зрелого человека с современным миром раскрываются в полотне - тоже 1972 года - «Работа окончена». А тема прерывности времени красноречиво заявлена еще в картине «Мой день» (1968), где автор как бы ощущает себя на распутье между прошлым и будущим, олицетворяемыми фигурами старухи и девушки.

Вообще понимание диалектики прерывистого и непрерывного, отдельного и общего в высшей степени присуще мировосприятию художника. Он не просто напоминает о тех или иных категориях, но сталкивает их. Его мышление неизменно драматургично и обладает своей особой целеустремленностью.