Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Ассоциативная картина и ее роль в современном художественном процессе

Бывают произведения - необязательно самые значительные, самые совершенные, - которые наиболее отчетливо фокусируют характерные тенденции художественного процесса, кристаллизуя в себе некие качественные особенности и мировосприятия художника, и его поэтики. Одним из таких - симптоматичных для своего времени произведений - мне представляется картина Виктора Попкова «Майский праздник» (1972).

Изображенный в ней мотив незамысловат: девочка прыгает со скакалкой в руках. Прыгает, словно забыв обо всем на свете, зачарованная счастливым «сном» своего детства. Улыбка застыла на ее лице с полузакрытыми глазами, и кажется, ее фигурка в одежде карминно-розового цвета парит в забытьи, вписанная в свое особое пространство, очерченное дугой крутящейся скакалки... Невольно от изложения сюжетного мотива переходишь к его интерпретации художником, к тем образным и пластическим средствам, которые выражают тему. Тема же картины и, соответственно, ее идейное содержание намного шире содержания предметного, то есть того, что непосредственно в картине изображено. Наклонные оси основных пластически выделенных и как бы плывущих в пространстве «фигур» композиции (девочки, статуи воина-победителя, старого храма) сходятся где-то наверху за краем картины; мы чувствуем сокровенное родство ее образных компонентов, их смысловое взаимодействие. Судьба отдельного человека оказывается сопричастной судьбе Родины. Пусть героиня попковского произведения этого еще не осознает, блаженному неведенью ребенка противостоит «веденье» художника. Он помнит о прошлом, беспокоится о будущем: ноту тревожного предвестья вносит в композицию темный силуэт пролетающей птицы. Простой мотив вызывает сложные раздумья о драматическом ходе истории, о нелегкой эстафете поколений, о прерывистости времени и о связи времен.