Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Портрет писателя Н. Пащуковой

«Портрет Н. Захаровой с ее куклами» Н. Терещенко (1984) изображает художника-кукольника и его кукол как равно живых и в то же время - равно не вполне настоящих людей. В 70-е годы тема «человек и кукла» появлялась в живописи как повод для философско-нравственных обобщений. В названной работе Терещенко таких намерений нет. Просто люди - почти как куклы, а куклы - почти как люди, и по этому поводу не следует ничего переживать или воображать. Достаточно отметить этот простейший, наглядный факт, может быть - отчасти невеселый, но несомненно забавный. Никакой драмы здесь нет, никакие «проблемы времени» не имеются в виду.

Нечто подобное можно сказать о «Портрете писателя» Н. Пащуковой (1980) и других работах московских живописцев последних лет. Скромный размер, «простоватый» рисунок и сдержанный дымчатый колорит переводят картину в разряд непритязательных размышлений про себя - такова характерная тенденция. Можно назвать в этой связи и «Концерт для двух флейт» И. Уралова (1984). До сих пор нам показывали картины о музыке, где делались попытки разобраться с искусством музыки «по большому счету» (таковы некоторые работы И. Серебряного, С. Вейверите и других). Уралов хочет чего-то другого. Литературный подтекст его не привлекает, «умный» подтекст становится лишним, выразительность пространства, цвета, фактуры не выглядит целью художника. Простейшие формы, почти «детская» композиция, почти незаметные пульсации и колебания простых и неброских тонов - сероватых, буроватых, зеленоватых - все это приводит к тому, что и рассказывать о картине становится трудно, смысл не улавливается, и какое-либо «содержание», требующее емких слов для своего определения, не заметно. В известном смысле можно сказать, что на этой линии развития живопись пришла к полюсу непатетичности, неапофеозности. Не говорить громко, не говорить красиво, не говорить важно - вот каковы стремления.