Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Искусство - это Рим

Вспомним «Театр» О. Булгаковой (1974). Слева здесь изображена «казнь артиста»: палач в красном приставляет пистолет к сердцу женщины, одетой в античное одеяние и являющейся как бы музой трагического искусства. Справа - подобие шутовского балагана, где распоряжается осанистый человек с волевым лицом «солдатского императора». Он словно бы читает наставление клоунам и, может быть, руководит клоунадой. Между двумя сценами, на их стыке стоит артистка Марина Неелова. Речь идет, по-видимому, о том выборе путей, о котором говорилось уже в литературных «притчах» прошлого века и который стал неотъемлемой частью идейного мира русской культуры. Гоголь, Блок, Брюсов подчеркивали мысль о двух путях художника - мученическом и шутовском (мысль, знакомая Гете и Пушкину, Бодлеру и М. Булгакову). Она получает лапидарную формулировку в известном четверостишии Пастернака, для которого

Искусство - это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез.

По-видимому, справа в картине О. Булгаковой «Театр» изображены именно «турусы», то есть шутовской маскарад. Слева - «полная гибель всерьез». Нет смысла всерьез доказывать, что картина современной художницы вовсе не является иллюстрацией к стихотворению поэта. Речь идет о воплощении самой структуры выбора. Артист изображен стоящим на стыке «балагана» и «казни». В какую сторону он шагнет, или же вечно будет пребывать на этой границе - нам неизвестно. О выборе должен задуматься зритель. Создательница «живописной притчи» вложила в свою композицию старый, но не состарившийся вопрос. Можно было бы привести и другие примеры из истории живописи 70-х годов, вспомнить картины В. Иванова, Т. Назаренко, А. Петрова, А. Кесккюлы, Т. Насиповой. Но важнее дать общие характеристики художественных процессов.