Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Портрет скульптора Т. Соколовой

Созданный в середине десятилетия «Портрет скульптора Т. Соколовой» работы И. Шевандроновой изображает художника между двумя его произведениями. Такая композиция, с одной стороны, помогает намекнуть на то, что изображена уставленная скульптурами мастерская, а с другой стороны - создается иносказательный подтекст. Изображение человека между двумя предметами или двумя фигурами очень часто указывает на ситуацию выбора. Можно ли предполагать нечто подобное в данном случае? С одной стороны от скульптора стоит фигурка девочки. Хрупкие вытянутые пропорции этой скульптуры и театрализованно-кокетливое платьице отсылают нас в мир угловатой грации и полудетской игры промежуточного возраста. По другую руку от художника расположена другая, тоже известная скульптура Т. Соколовой, воинственная «Амазонка». При всей своей бурной динамике, телесности и почти барочной напористости она имеет и другой аспект. В ее пластическом строе сочетаются плотность материальных объемов и пустоты, выемки. «Амазонка» в буквальном смысле слова выщерблена внутри, и оттого ее напор и динамика имеют оттенок неполноты и даже какой-то бессильности.

Так возникает впечатление трудного выбора между инфантильно-хрупкой полусерьезностью одной скульптуры и «опустошенной» энергичностью другой. С какими явлениями бытия зритель соотнесет эту двойственность, этот контраст двух фигур, есть в конечном итоге личное дело зрителя. Но весьма вероятно предположение, что перед нами - как бы воспроизведение самой ситуации в художественной культуре и духовной жизни людей в послешукшинский и послепопковский период. Некоторые интонации встревоженной, «предупреждающей» притчи ощутимы в творчестве И. Мещеряковой. Она, как и другие, пытается передать в образах свою тревогу за судьбы духовного начала в пределах современной цивилизации. Такова картина «Мастерская скульптора» (1980).