Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Портрет художника Чернышева с женой

В «Шинели отца» Попкова представлена в самом прямом смысле слова пограничная линия между прошлым и настоящим, реальностью и воображением, искусством и жизнью. Но здесь уже, конечно, объяснения не требуются. Итак, В. Попков одним из первых начал с острых и напряженных смысловых звучаний тот ряд «притч об искусстве», который проходит через 70-е годы и продолжается далее. Д. Жилинский, как обычно считается, не отличался ни тогда, ни в другие годы таким драматическим восприятием, словно лишенным защитных покровов. Тем не менее и он отмечает начало нового этапа живописи своеобразной и знаменательной «притчей». Собственно, тема «художник и жизнь» поворачивается в данном случае двумя сторонами. Первый поворот темы еще принадлежит к области давнишней традиции. В известном портрете художника Чернышева с женой (1969) фигуры героев соотнесены с просторным русским пейзажем. Тема значительности творчества и вдохновения художника, причастного родной земле, проведена очень прямо и открыто, и это весьма характерно для многих советских художников прошлого и настоящего. Правда, подход к пластической форме и построению пространства предвещает и новый подход к теме, но сама тематическая перестройка происходит в картине «Семья Чернышевых» (1972). Здесь «притча о художнике» прочитывается уже с полной ясностью. С одной стороны, чувствуется интимное, камерное начало. Вместо бескрайней панорамы полей и холмов, как в прежней картине, мы видим уголок подмосковного лесопарка. Вместо торжественного предстояния двух фигур перед зрителем - элементы спокойной жанровости. Семья прогуливается, беседует, отдыхает. Но было бы опрометчиво считать этот бытовизм преобладающим и главным. С него начинается перспектива смысла, но не в него она упирается.