Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Картина В. Попкова Работа окончена

Наше понимание содержательного «послания» того или иного раздела искусства во многом зависит от того, как будут поняты ключевые, узловые произведения. Они широко известны, но было бы оплошной поспешностью думать о них как о чем-то понятном и понятом. Среди хрестоматийного и то есть немало непонятного.

Картина В. Попкова «Работа окончена» (1970) явилась особо заметной вехой в начале новой линии развития той тематики, которая здесь рассматривается. И фигура художника, и пейзаж за окном - элементы значимые, означающие нечто сверх того, что они буквально изображают. В неказистой фигуре, лежащей на диване и словно погруженной в оцепенелый полусон, словно запечатлено некое трагическое понимание судьбы художника. Темный город с громадами высотных домов и огненными провалами окон нависает над ним, а зыбкий, неуловимый общий тон (серовато-буроватый) гоже не создает впечатления какой-либо безмятежности.

Более конкретное прочтение необязательно. Объективные факты состоят в том, что, во-первых, речь идет о художнике и том городе, где он живет; во-вторых, их связь и соотношение наделены какой-то драматической проблемностью и, в-третьих (если быть немного точнее), мощный и угрожающий город фатально нависает над художником. Заметим еще, что изображена пограничная ситуация. Художник, по-видимому, не спит и не бодрствует; он отворачивается от панорамы города, но никуда деться не может; он находится в состоянии между блаженным отдыхом и трудной внутренней работой. Такие промежуточные состояния стали характерны для героев искусства 70-х годов.