Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Образы творчества художника

Изображение творческого процесса (и вообще искусство как тема искусства) является с давних пор одним из существенных разделов живописи. Что касается советской живописи, то она имеет собственные традиции в подходе к этому тематическому кругу или свои акценты в трактовке более всеобщих традиций. Искусству, художнику посвящены, разумеется, автопортреты художников (среди них - многие центральные и принципиальные произведения истории нашей живописи). К этому же тематическому кругу можно отнести композиции типа «мастерская художника», «художник и модель». Если добавить к этому произведения живописи, посвященные людям искусства и искусству вообще (в широком смысле слова), то есть включая театр, музыку, литературу, кино, то широта и значительность этого раздела тематики, несомненно, делают его одним из важнейших в истории искусства последних десятилетий. Среди авторов таких произведений - Г. Коржев, Т. Салахов, В. Попков, Д. Жилинский, А. Никич, М. Аветисян и другие.

В соответствии с давнишней традицией, идущей еще от Возрождения и развивавшейся в течение нескольких столетий, произведение об искусстве (о художнике) призвано прославить художество и его представителей, выразить преклонение перед величием творческого духа. В таком плане и .следует в общем понимать смысл картин, созданных М. Нестеровым, П. Кончаловским, П. Кориным. Кроме того, тема творчества понимается как тема трудного, горького и полного страданий служения художника высоким принципам. В данном случае к апофеозу художника и прославлению искусства примешивается идея «крестного пути» художника. «Апофеоз в страдании» особенно развит живописью XIX-XX веков, от Гойи до Ороско, от Ван Гога до экспрессионистов. В советском искусстве тяготеют к этой линии не особенно многочисленные, но весьма значительные произведения, как «Достоевский» В. Фаворского или «Шостакович» Т. Салахова.