Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Место искусства саратовского живописца

Если исходить из классификации типов образности, предложенной В. С. Маниным, в искусстве Е. Яли с очевидностью проявляется образность декоративная, которая отнюдь не характеризуется и не исчерпывается любовью к локальному цвету, сильным контрастом и уплощенному пространству. Существо ее - в переключении нравственно-социального лада на поэтический. «Может быть, - замечает В. С. Манин,- сущность декоративизма заключается в том, что изобразительные средства, безусловно связанные и с темой, и с идеей, становятся более значимыми и определяющими в системе художественной образности, нежели, допустим, аналитическое «изучение» действительности или характеристика персонажей» 2. Главным признаком принадлежности произведений Евгения Яли к декоративному типу является то, что результатом его искусства оказывается не образ-характер, а образ-настроение.

Не герметичны ли создаваемые подобным творчеством ценности? В какой-то мере - да. Это не магистральная линия современного искусства, по необходимости чуткого к драматизму эпохи. Но и не его обочина - не только из-за того, что сама интонация поэтического созерцания свойственна многим современным художникам, но и потому, что такой ракурс жизневидения противостоит нивелирующим тенденциям времени, раскрывает поэзию и гармонию жизни, являясь, в конечном счете, «личностным аспектом» общественно-художественного сознания.

Это определяет место искусства саратовского живописца и в его непосредственном творческом окружении и за границами его. Что касается первого, то Е. Яли может служить примером разрушения единства стилистики местной школы, не являясь в этом отношении ни пионером, ни одиночкой. Напротив, живопись, основанная на полутоне, и лиризм привязывают Е. Яли к истокам «саратовской школы», выражая, в сущности, и иной подход, и другой образный смысл.