Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Творчество Евгения Яли

Творчество Евгения Яли, бесспорно, выражает идеальные представления, но особого рода. Это «мини-представления», но не в смысле их уменьшенной эстетической или этической ценности, а в отсутствии притязаний на создание всеохватной «модели», в отказе от «универсальности», в сращенности с духовным миром отдельного человека.

Даже не столько духовным, сколько душевным, ибо живопись саратовского художника - это преимущественно мир чувств, а не идей, душевной настроенности, а не интеллектуальных концепций. Масштаб и характер такой идеальности - всецело в границах станкового искусства, чему соответствует и камерный размер работ, а главное, в искусстве Е. Яли «его» идеальное не отделено, не оторвано от «его» конкретного. Произведения художника убеждают соответствием между формой и концепцией.

Никакого противопоставления или вызова урбанистическим тенденциям времени подобная художественная программа не содержит. Вообще Евгением Яли движет пафос утверждения (для этого тихого искусства само слово «пафос» кажется громким и нарочитым). Возможно, созерцательность, душевную ясность, самоуглубление, грусть, тишину, задумчивость, ностальгическое чувство и т. п. можно передать и средствами не «чистого», а городского пейзажа. Но «вторая природа» потенциально менее содержательна, так как оттенки душевной и духовной жизни человека наиболее впечатляют, если носителем их выступает то, что существует вне человека и независимо от него. В этом смысле пейзаж (как и натюрморт) - жанр, в наибольшей степени открытый чувству. Точка, от которой начинается отсчет,- «равнодушная природа». От нее идут степени одухотворения, выражающие меру «очеловечения» природы. Особый образный смысл в произведениях художника приобретает пустынность его пейзажей.