Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Тональный колорит у Евгения Яли

Евгений Яли умеет делать то, что в театре называется - «держать паузу». Пауза эта внутренне содержательна и одновременно лишена мнимой глубокомысленности.

Пейзажи художника не могут быть «привязаны» к конкретному месту - это природа «вообще», точнее, ее географически-неопределенная и малая частица, имеющая лишь поэтические координаты. «Внутренний» характер пейзажа обусловлен размытостью его документальной основы.

При скупости изобразительных деталей повышенную эмоциональную напряженность приобретает колорит. В произведениях художника цветовые переходы мягки и неуловимы, цветовые скачки, как правило, отсутствуют. Красочный ряд выдержан в узком цветовом диапазоне; сине-зеленая гамма как бы вбирает в себя (при отсутствии всякой символики в искусстве Е. Яли) цветовую доминанту Земли. Своеобразие колористического строя заключается в том, что активное эмоционально-силовое поле рождается не определенностью локальных цветовых плоскостей, не напряженностью красочных оттенков, наконец, не энергией контрастов, а тончайшими, почти незаметными переходами мягких полутонов.

Тональный колорит у Евгения Яли - не столько способ сведения к единству цветового многообразия природных оттенков, сколько путь к созданию некоей духовной однородности. Это не стаккато, а легато. Здесь музыкальная терминология вполне уместна, так как, говоря о качествах музыкальности в произведениях Евгения Яли, мы оставляем почву литературно-образного сравнения и приближаемся к постижению их сущности.

Очевидно, что монументализирующие тенденции Евгению Яли совершенно чужды, причем речь идет не о стилистике его работ, в которых может иметь место и сравнительно высокая мера художественного обобщения, и подчеркнутая условность, и утверждение вневременного, а о неизбывной лиричности его произведений и присущей им индивидуально-интимной трактовке действительности.