Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Природа искусства Евгения Яли

 Лишь с очень поверхностного взгляда искусство Евгения Яли может быть принято за пейзажную разновидность дизайнерского интеллектуализма, пронизанного отстраненностью и прохладно-утонченным расчетом. Столь же ошибочна другая крайность - поиск связи с «примитивом»: мысль об этом может зародиться лишь при беглом знакомстве с работами. Душевная ясность пейзажей Яли не от безыскусственности, а скорее, наоборот, от рафинированности, прозрачной тонкости, приводящих к сходному результату: выражению незамутненной, неожиданной и соразмерной гармонии.

В поисках родословной искусства Евгения Яли нет нужды тревожить тени великих предков. У некоторых его работ вспоминается Павел Кузнецов периода «Степной сюиты», исключая, впрочем, всякое подозрение в подражании или заимствовании. Произведения

Е. Яли не эпичны, в них нет ни философской глубины, ни ориенталистской окраски, как нет и кузнецовских приемов декоративного пленеризма. Сравнение исчерпывается общим гармоническим ладом и высокой мерой живописности.

Вообще природа искусства Евгения Яли исключает обширную генеалогию: общими своими истоками оно теснее всего соприкасается с творчеством П. С. Уткина, наследуя его лирическую сущность и, в значительно меньшей степени, колористический облик и живописное видение, но совсем игнорируя символистский арсенал последнего. Сама ссылка на связь с П. С. Уткиным, заметная в какой-то мере в процессе формирования творческой индивидуальности, приводится еще и потому, что этот источник находится «под рукой». Будучи сопричастным традиции не обилием конкретных адресатов, а гуманистическим содержанием творческого поиска, искусство Евгения Яли обрело «свою» лирическую основу, свои внутренние темы и индивидуальный акцент современного звучания.