Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Тщательно отобранные изобразительные элементы

Постоянство изобразительных мотивов и ограниченное их число в работах Евгения Яли - результат своеобразного «поэтического визионерства» художника. Не всякая природа хороша, не всякий мотив может быть трансформирован в художественный образ без насилия не только над последним, но и над способностью выражать душевные движения естественно и глубоко. Поэтическое чувство Е. Яли, сдержанное, чуждое размягченности, соединяет такие далеко отстоящие и теоретически не сплавляемые черты, как естественность выражения и математическая продуманность, изысканность и простота. Вместе с тем его предметный аскетизм не заключает в себе никакой символистской или сюрреалистической многозначности, не означает поиска «предмета-образа».

Тщательно отобранные изобразительные элементы образуют мерный, тончайший выверенный ритм, звучание которого переводит чрезвычайно простой, реальный мотив в бесконечно длящееся, вневременное состояние. Здесь проходит разделительная черта между полнокровным и скоротечным существованием конкретного мотива и бесконечной, равномерной пульсацией «вечной» жизни. Очевидна музыкальная природа произведений Е. Яли. Это ассоциативное качество живописи наглядно выступает в произведениях с продуманной организованностью ритмического строя. Музыкальность, понимаемая таким образом, выступает стилеобразующим фактором; в работах же саратовского живописца, в которых тема всегда значительнее сюжета, а сращенность с внутренним миром человека является целью и итогом, музыкальность выступает элементом не формы, а содержания.

Евгения Яли нелегко уложить в стилевые рубрикации современного советского искусства. Очевидно, что по духовной силе он прорывает горизонты местного, саратовского искусства, но при этом поспешно проведенные параллели оказываются несостоятельными.