Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Декоративное начало в живописном решении полотна

Иногда в живопись вводятся наклейки (в данной работе их мало, но зато в «Парном портрете» использовались, помимо наклеек, даже подлинные объемные предметы). На первый взгляд, это может показаться признаком эклектики. Думается, однако, что это не так - ведь соединение разнородных элементов может проводиться с разной целью и по-разному. Очевидно, что авторы картины очень далеки от наивно-механического суммирования на манер гоголевской Агафьи Тихоновны, полагавшей, что наилучший вариант жениха получится, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Файдыш и Малиновский строят все на откровенном обыгрывании контрастных сопоставлений, стремясь таким образом достичь более острого восприятия пластических качеств каждой детали, а в конечном счете- и активизировать живописную форму полотна в целом, сообщить ей большую энергию.

В то же время эти разнородные элементы не только выразительно сопоставлены друг с другом, но и (что особенно важно) подчинены общим декоративным принципам, на базе которых авторы организуют картину как некое сложное целое. И коль скоро декоративное начало доминирует в живописном решении полотна, оно является определяющим и при восприятии картины, создавая общее ощущение нарядности, праздничности. Однако это ощущение резко контрастирует со столь же отчетливо выраженной (и в поведении некоторых персонажей, и в самой ситуации) прозаической и пошлой сутью изображенной сцены. Яркая праздничность, с которой дан этот «парад пошлости», придает картине явно ироническую окраску. Таким образом, возникновение иронического эффекта обусловлено здесь двойственной структурой произведения, которая характерна для пародии.