Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Чистый холст - символ границы

Постепенно искусство Попова усложняется, живопись становится многограннее, раскованнее. В 1973 году написана картина «На даче», где очевидно стремление к содержательной многослойности образа, требующей символического разрешения.

«Но я ведь - поборник факта, - говорит художник. - Не умею я мыслить символически и сам от этого очень страдаю порой». Тем не менее можно утверждать, что в произведениях Попова конца 1960-х - начала 80-х присутствует та усложненность художественного содержания и пластического языка, при которой смысл образов граничит с символическим обобщением.

Все более часто интересует художника мотив отражения в его различных вариациях: водная гладь, зеркало, наконец, готовый принять на себя образное отражение мира чистый холст. Настойчивое обращение к этому сюжету не случайно. Все дальше уходя от буквализма в воспроизведении жизни, художник прибегает к языку иносказаний, к символическому подтексту, заключенному в самом изображаемом мотиве.

Отражение раздваивает мир, разделяя его на реальный и мнимый, близкий, находящийся здесь, и пролегающий за гранью реального в «зазеркальном» пространстве. Этот мотив художник использует в картине «На даче» (1969), но интерпретирует его неожиданно. В зеркале, в данном случае, автопортрет художника и портрет дочери. Это главное. А все остальное - холодный мир предметов. И природа за окном - «по ту сторону» - отгорожена от людей плоскостью зеркала.

Чистый холст, как и зеркало, - символ границы, только не зрительной, а скорее умозрительной - между уже созданным и тем, что еще предстоит создать. Начиная с 1970-х годов изображение чистых холстов присутствует в целом ряде произведений И. Попова. Это и «Чистые холсты» (1974), где готовые для работы холсты, водруженные на мольберты, «агрессивно» загромоздили пространство мастерской. Это и «Пустая мастерская» (1974), где чистому холсту противопоставлен пейзаж за окном, и «Август. Чистые холсты» (1976), где среди множества неначатых холстов помещена обнаженная модель.