|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Психологическая дисконтактность зрителяСегодня довольно часто - особенно в экспозициях работ молодых художников как Москвы, так и союзных республик - можно видеть живопись, в которой сказалось влияние Н. Нестеровой. Это естественное явление, сопутствующее творчеству сильного художника, который методично разрабатывает свою пластическую концепцию. К этой концепции Нестерова пришла не сразу, но в ее творческой биографии трудно заметить какие-то метания, поиски, периоды открытого подражания каким бы то ни было учителям или кумирам. Художница рано проявила интерес к пластическому фольклору, к наивному искусству и рано определила свой круг образов и свою проблематику. Конечно, Нестерова не была одинока в своих творческих ориентациях. Не имея возможности сейчас привлечь достаточно достоверную фактографию и не стремясь к убедительным историческим экскурсам, вспомним, однако, раннего П. Никонова, Е. Струлева и некоторых других, чьи поиски в 1960-х годах были близки устремлениям Н. Нестеровой. Но, в отличие от других, Нестерова не была радикалом, она вошла в искусство не шумно, но твердо и бескомпромиссно. Мир, предстающий в полотнах Нестеровой, «остранен» и отделен от зрителя. Это ощутимо и в облике изображенных персонажей, и в намеренной «безразличности» мотива, «случайности» кадра. Психологическая дисконтактность зрителя и представляемого образа иногда достигается просто благодаря мнимо случайному скрытию лица представляемого персонажа (лицо срезано рамой картины, закрыто букетом цветов, каким-то предметом, человек просто изображен со спины и т. д.), но обычно Нестерова наделяет действующих лиц своих картин-мизансцен «отсутствующими» взглядами, выхолощенными повседневным существованием либо изображает своих героев (жаждущие оценок могут назвать их антигероями, если угодно) неотрывно- до оцепенения, до истерики - увлеченными каким-то вполне пустым занятием: игрой в карты, ловлей бабочек - занятием, не одухотворенным напряжением человеческого общения. |
|