Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Определенный набор мотивов

Что касается тяготения Нестеровой к примитиву, то оно не исчерпывается лишь культивацией определенной стилистической манеры, характерной для примитивизма и являющейся декларируемой альтернативой ученому искусству. Я позволю себе высказать, может быть, нелепое соображение относительно психологического родства творчества Нестеровой и примитива. Нестеровой присуща та неизбывная, гипертрофированная потребность называть, запечатлевать, фиксировать, изображать окружающий мир и множить, множить эти фиксации, эти изображения, та самая потребность, которая характерна для примитива. Это можно было, бы назвать «высокой болезнью», но точнее и яснее - графоманией, если не вкладывать в это понятие какой-то негативный смысл. Подобная графомания свойственна, например, Джакометти, Шагалу, Бюффе, Тышлеру и другим большим мастерам.

Это сопоставление Нестеровой с большими мастерами XX века, приведенное лишь для пояснения смысла термина «графомания» в контексте наших рассуждений, было бы интересно продолжить, так как в работах московской художницы можно обнаружить некоторый сюрреалистический оттенок, присущий творчеству названных мастеров, однако это потребовало бы специального скрупулезного анализа и аргументации с привлечением многочисленных примеров, параллелей и т. д.

Стилистической стабильности в творчестве Нестеровой соответствует не только определенный набор мотивов, но прежде всего - отработанность приемов письма, проявляющихся в фактуре ее работ, а также характерность колористического построения. Представляемый мир един в своем многообразии, неизменен в своей изменчивости, в нем живут люди, растут деревья, по небу плывут облака, есть море, есть дома...