Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Стилистическая стабильность в творчестве Нестеровой

Если задаться целью соотнести творчество Нестеровой с той или иной ясно выраженной в стиле тенденцией, то прежде всего следует назвать примитивизм. Как известно, примитивизм вообще играет важную роль в профессиональном искусстве XX века, проявления примитивизма в отечественном искусстве и в начале нашего столетия, и в последний период обращают на себя внимание как профессиональных исследователей, так и ценителей искусства. Примитивизм отнюдь не тождествен примитиву. Питаясь эстетикой примитива, примитивизм как явление ученого искусства, ученой культуры ставит себе различные цели. Здесь, наряду с культивацией стилистических приемов примитива, можно отметить и стремление обострить зрительское восприятие путем разрушения одних и утрирования других визуальных клише, и сознательное «остранение» мотива в духе метафизической живописи, и эскалацию иронии, и акцентирование автономности структуры произведения искусства, обособленности мира картины и т. д.

Все эти моменты присутствуют в творчестве Н. Нестеровой и особенно в ее работах последнего времени.

Нестерова работает очень продуктивно, сохраняя при этом стабильность стиля и качества. Стилистическая стабильность в творчестве Нестеровой может рассматриваться и по аналогии с присущей примитиву стабильностью, и в плане анализа феномена серийности в искусстве новейшего времени. Однако, не погружаясь в академические изыскания, отметим несомненный выход художницы за границы серийной разработки образа или пластической концепции. Выделение тех или иных серий в творчестве Нестеровой возможно, но не принципиально, так как подобная операция, в сущности, обусловлена лишь констатацией сюжета.