Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Ветераны строительства канала

Устремления, можно понять вполне определенно как приближение к обыденной жизни, к будничному жизнеощущению. Художники почти не обращаются к особым, праздничным или конфликтным моментам существования; останавливаемое ими мгновение прочно становится в ряд себе подобных, даже если авторы стремятся тем или иным образом придать ему уникальный характер. «Наши современники» оказываются такими же, как мы, живущими теми же заботами и часто где-то совсем рядом. Герой - наш сосед, знакомый, родственник, коллега и т. п. Не надо далеко ходить, не надо долго искать... В этом столько же правды или, во всяком случае, искренности, сколько тревожных симптомов некоторой пассивности чрезвычайно важного этапа работы над картиной - поиска. Видимо, в связи с этим и авторское отношение к герою оказывается в итоге заниженным. На выставке совершенно отсутствовал психологический портрет. И даже портрет репрезентативный, линия которого всегда была хорошо выраженной, фигурировал лишь в нескольких экземплярах: Н. Мешков «Сегодня в мире», М. Гурвич «Ансамбль Покровского» - вот, пожалуй, и все. Симптоматичен в этом смысле холст Ю. Вайса «Ветераны строительства канала», название которого ассоциируется у нас с торжественным групповым портретом. Решение, однако, развивается в совершенно ином русле. Персонажи почти растворены в мареве ослепительного солнечного света и голубого неба, стали как бы частью созданного ими ландшафта, и только монументальный строй письма придает запечатленной сцене возвышенный смысл.

Как ни странно, общая тенденция, о которой речь шла выше, была, по крайней мере, отчасти нарушена в работах художников, лишь недавно или впервые на этой выставке обративших на себя внимание. Это относится к Г. Серову, которого нельзя причислить к дебютантам, так как выставляется он с конца 70-х годов. Его «Набережная в Гурзуфе» продолжает линию законченной картины прошлого десятилетия.