Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Скрытая импрессионистичность видения

Не случайно с начала 80-х годов неожиданную значимость приобрел для наших «фотореалистов» Вермеер. Вслед за декларативными обращениями (М. Борисов, Р. Таммик), как бы передразниваниями традиции пришло вполне лирическое ее приятие. Скрытая импрессионистичность, одномоментность «фотообъективного» видения выразилась открыто. Особенно показательны в этом отношении работы 3. Фроловой, где ведущей становится поэзия мгновенных световых настроений, выявленная в довольно активной живописной структуре. Круг смыкается. Если же вернуться к собственно портрету, общим свойством самых различных тенденций представляется опять-таки импрессионистическое, ситуационное восприятие человека в некоторой среде. Тогда нам уже не покажется странным, что работа С. Базилева с программным названием «Портрет современника», где довольно остро используется ультрасовременная стилистика монтажа, аэрографа, «неоновых» цветовых рефлексов, представляет, по существу, вполне реалистический, программный же этюд, основная интрига которого заключается в «выхватывании» случайного человека в случайной ситуации, в отказе от картинного обобщения. Другой вариант подобного подхода представляет собой картина В. Русанова «В гостях у Светлицкого». Разница в том, что персонажи запечатлены в своей среде, где вещи говорят не меньше, чем они сами, но их слитность создает некий моножанр, из которого невозможно выделить портрет, натюрморт или интерьер в чистом виде. Это единство поддержано единообразием живописной трактовки, актуализирующей плоскостно-орнаментальное начало холста и переводящей изображения как бы в один план. Живописная «атмосфера» здесь явно доминирует.