Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Наш современник, Я.Таматов

Дала ли выставка «Наш современник», организованная Союзом художников СССР и Союзом художников ЧССР и проходившая в июле - августе 1984 года в ЦДХ, сколь-нибудь ясное понимание того, к чему устремлено сегодня искусство молодых; могла ли дать? Тематический уклон выставки - портрет и, шире, образ современника - делает этот настойчивый, беспокойный вопрос как будто необязательным, в чем, видимо, есть рациональное зерно. Вместо того чтобы навязчиво вопрошать: что вы собой представляете, что нового несете и т. п., - почему бы не поставить перед художниками определенную, но достаточно широкую творческую задачу. Собственно, так и поступили организаторы выставки. Это задание, подчеркнем - именно творческое, никак не связывает рук, не ставит в какие-либо надуманные рамки и затрагивает столь существенные аспекты нашей жизни, что вряд ли может показаться для кого-то неинтересным. Единственное насилие, какое в нем заключено и которое можно только приветствовать, - в том, что оно возвращает сферу приложения искусства к человеку. Чем ответили на него участники выставки? В советском разделе экспозиции мы увидели во многом знакомую картину: с одной стороны, стилистически четкое, резко очерченное направление фотореализма, с другой - не укладывающиеся в общее определение, чрезвычайно пестрые «пластические» решения. Очевидно, творческая дискуссия между представителями этих двух несходных путей является закономерной фазой современного художественного процесса. На стороне одних - законченный комплекс средств создания картины, от технологии до поэтики, идущий «в ногу» с веком; у других - как раз отсутствие такого метода, дающее свободу стихийному и личному выстраиванию образа. Впрочем, нельзя забывать, что ни та, ни другая позиции не существуют в чистом виде - их пересечения многообразны, подчас парадоксальны.