Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Пространства жизни, пространства труда и счастья

Активность молодых художников на выставке достаточно велика. Так, существенно влияют на представление о живописи Казахстана Е. Тулепбаев и К. Муллашев, Латвии - И. Ил-тнере, Ю. Баклане, П. Постаж, Туркмении - Д. Байрамов и С. Мамедов. Нужно заметить, что анализ живописи отдельных республик и регионов мог бы стать отдельной темой, рассмотрение которой находится в несомненном противоречии с построением экспозиции выставки, где «смешение границ» выглядит принципом. Обращаясь к творчеству художников старшего и среднего поколений, скажем лишь, что в национальных республиках их искусство, сформировавшееся в основном в 50-60-е годы, является прочной основой профессионализма в живописи и выражением национального начала, связанного с народной художественной традицией. Таковы работы Т. Мирзашвили, С. Джяукштаса, Д. Скулме, И. Зариня, Е. Моисеенко, В. Цвирко, Т. Нариманбекова, М. Абегяна, Э. Рзакулиева и других. Ярким примером такого рода работ, современных по форме и в то же время глубоко проникнутых народной традицией, может служить триптих А. Савицкаса «Утро. День. Вечер». Цвет и масштаб - основы языка художника. Белый стол, фигуры людей, не действующих, но слитых с окружающим - с бесконечной природой. Особый оттенок придали выставке работы, содержанием которых явилось утверждение ценности мирной жизни. Прозрачная гармония «фрескового» триптиха А. и П. Смолиных «На мирной земле» и трагичность холста Б. Казакова «Молоко 1942 года» как бы определили координаты развития темы. Светлая идиллия красоты и счастья, с одной стороны, и боль, страдание, муки - с другой. И в обоих случаях утверждают художники одно - жизнь, добро, красоту.

Пространства жизни, пространства труда и счастья, пространства красоты - таково содержание пейзажа на выставке «Земля и люди». Контекст выставки придал особую значимость этому обычно «тихому» жанру. Громадное полотно О. Субби «Пейзаж южной Эстонии» приобретает здесь не столько присущее ему в первую очередь декоративное, сколько эпическое звучание. Как насущная человеческая ценность выглядят лирические, образы природы на небольших этюдах Т. Яблонской. Обзор выставки «Земля и люди» не оставляет сомнений в ее успехе, как в плане ответа на тему, так и в художественном отношении.