Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: ENG

График из Комсомольска-на-Амуре

 В линогравюре «Салют Победы» (1975) молодого московского графика Н. Н. Благоволнна изображена праздничная, расцвеченная огнями фейерверка Красная площадь, запруженная людьми, которые чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Художник всем строем образов дает почувствовать то морально-духовное единство, которое свойственно советскому народу и в годы военных бедствий, и в дни торжественного празднования победы над врагом. Для линогравюры Н. Н. Благоволина, равно как и для большинства графических работ художников его поколения, не чужда условность пластического языка, но условность не сама по себе, а как чувственно-символическое средство для образного воплощения сложных социально-исторических проблем, обусловленных темой войны.

Общее впечатление от сделанного мастерами графики в искусстве последних лет на интересующую нас тему следует определить словами: многообразие правды. К примеру, молодой график из Комсомольска-на-Амуре Ю. Быков в серии офортов «Только бы не было войны» (1981 -1982) не изображает самой войны. Напротив, в его листах передается величавая красота вечной природы («Крик птиц», «День рождения»), но скрытая тревога автора за судьбу окружающего нас мира звучит и в названии серии, и в диссонансах экспрессивно-взволнованного рисунка, в напряженных контрастах черного и белого. Военная тема, пусть и изображенная, тем не менее как бы «соприсутствует» в содержании подобных работ. Грозящие сегодняшнему миру разрушения словно соизмеряются художниками с масштабами той трагедии, которую наша страна и весь наш народ пережили в годы минувшей войны. Основной пафос этих работ заключается в призыве «Нет войне!» Призыв этот может звучать сдержанно, как в офортах Ю. Быкова, но может греметь и набатом. Именно так он воспринимается в серии гуашей «Война» (1983) московской художницы Н. Марковой или же в широко известных иллюстрациях Д. С. Бисти к поэме Е. Исаева «Суд памяти» (1981).