|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Расширение сюжетного диапазонаВ латышской школе зритель встречает и приемы рассчитанно-графической манеры (Ю. Б. Утанс «Домой. Портрет отца») и свободно-живописного приема (К. А. Добрай «Спасать в первую очередь»). На выставке ярко проявился еще один аспект современной военно-патриотической темы. Не будет преувеличением сказать, что в графике 70-80-х годов имеет место неуклонный процесс художественно-образного углубления темы Великой Отечественной войны. Актуальность этой темы в нашу беспокойную эпоху особенно остро переживается большим отрядом российских графиков как старшего, так и младшего поколений. И нет никакого парадокса в том, что в лучших графических работах последних лет на данную тему достигнута значительно большая емкость идейно-художественных обобщений, чем в графике собственно военного времени. Тут сказывается временная дистанция, дающая возможность оценить эпоху 1941-1945 годов через призму истории и осветить ее в контексте современных социально-политических проблем. Расширение сюжетного диапазона при воплощении темы Великой Отечественной войны - одна из заметных тенденций в графике 70- 80-х годов. На выставках последних лет появилось значительное количество работ пейзажного жанра, авторы которых напоминают зрителям о прошумевшей над нашей землей военной грозе, изображая траншеи окопов, воронки от бомб, заброшенные доты. Словно не затянувшиеся на теле родной земли раны и шрамы, эти мотивы наделены метафорической образностью. Но, пожалуй, самой распространенной приметой военного времени в пейзажных графических работах является изображение памятников на местах героических сражений советских людей с фашизмом. Нет, не померкли со временем скромные звезды на обелисках братских могил, вокруг которых течет ныне мирная жизнь, - такова идея рисунка «Памятник» (1973), созданного старейшим ленинградским графиком А. Л. Капланом. Эта мысль - «ничего не забыто, никто не забыт» - лежит в основе содержания значительного числа графических произведений последних лет о войне. |
|