Пафос высокой гражданственности, поиск правдивого слова, несущего в себе боль и славу, память о прошлом и предупреждение современникам и потомкам создали неповторимые самобытные авторские почерки мастеров национальных школ советского искусства. И в крупнейшей из них - российской, и в коллективах республик Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, на Украине и в Молдавии этот поиск направляется не формально понятыми нормами внешней стилизации под «национальный стиль», а утверждением глубоко личностных форм современного, все усложняющегося в своей изобразительной специфике реалистического художественного мышления. Непосредственное, личное чувство, современность видения и выражения захватывает зрительское восприятие в таких внешне непохожих друг на друга полотнах грузинских живописцев, как построенный на обыгрывании театрально-декорационной красочности холст Г. В. Тоидзе «Родина моя не забудет» (1984); графически заостренная композиция «За упокой погибших на войне» Н. И. Палавандишвили, смело использующая совмещение приемов ракурсного первопланного кадра и беспредельно уходящего ввысь изображения, изысканно гармоничное полотно 3. М. Самхарадзе «Геройское наследие». Ощутимо разнятся по пластически-стилевым решениям работы живописцев из Армении - погруженная в мягкое золотое сияние поэтическая и строгая композиция Э. С. Арцуняна «Доброволец» и холодно-голубая «Сыновья не вернулись» С. М. Мурадяна, полная скорбной застылости скованных горем лиц и фигур. Причудливая жестокая орнаментальность трагедийно-экспрессивных форм работы эстонского живописца Э. К. Окаса «Сорок лет назад» отличается от светлой по колориту, усложненной пространственной композиции О. Субби.