Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Непосредственность ощущения тяжелой войны

В первые послевоенные годы многие скульпторы с огромным энтузиазмом взялись за создание портретной галереи героев Великой Отечественной войны - от солдат и офицеров до генералов и маршалов. Их работы наполнялись внутренним накалом чувств. Образно яркое проявление воли, силы, мужества советских людей стало характерным для скульптурного портрета тех лет.

Непосредственностью ощущения тяжелой войны и долгожданной Победы, глубиной постижения человеческих характеров, озаренных ее светом, отличаются скульптурные портреты, выполненные Н. Томским.

На первых послевоенных выставках значительный интерес вызвали показанные им портреты М. Г. Гареева (1945), А. С. Смирнова (1948), П. А. Покрышева (1948), И. Н. Кожедуба (1948). Затем появляются портреты адмирала Н. А. Кузнецова (1955), матросов В. Саукова (1957) и И. Козлова (1957), адмирала С. Г. Горшкова (1963-1964), Маршала Советского Союза А. А. Гречко (1975).

Н. Томский увлеченно работал над образом прославленного полководца Великой Отечественной войны И. Д. Черняховского. В 1947 году он создает его портрет-бюст из белого мрамора, а в 1950 - выполняет в граните и бронзе величественный памятник дважды Герою Советского Союза И. Д. Черняховскому в Вильнюсе. Перед нашим взором предстает вдохновенный образ одного из самых молодых и талантливых советских военачальников, погибшего на боевом посту в конце войны. Автор не просто передает портретное сходство. Он концентрирует внимание на внутренней одухотворенности героя, наделяя его незаурядным умом, непреклонной волей и человеческим обаянием.