Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Типические образы сражающегося народа

 В первые годы войны и живописцы и скульпторы приступили к работе над произведениями, воссоздававшими типические образы сражающегося народа. Поначалу их было немного - станковые и монументальные формы требуют времени. Замыслы большинства произведений, появившихся в первое послевоенное пятилетие, рождались, формировались и начали воплощаться в огненные 1941-1945 годы.

В самом деле, каким громадным эмоциональным накалом отмечены произведения, появившиеся в эти суровые для страны годы! Они словно вобрали в себя боль народную за разоренную гитлеровцами родную землю, лютую ненависть к врагу и непоколебимую решимость отстоять свою свободу, свою любимую Отчизну, очистить ее от фашистских извергов. В них как бы сконцентрировалась воля народа к победе.

Уже в 1942 году создаются такие мощные полотна, как «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Юона. «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Фашист пролетел» А. Пластова, графические серии «Не забудем, не простим!» Д. Шмаринова, «Ленинград в дни войны и блокады» А. Пахомова (1941 -1945), «Сталинград» Е. Кибрика (1943). В суровом 1942 году В. Мухина создает значительные скульптурные портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, М. Манизер - композицию «Зоя Космодемьянская», с неотразимой силой раскрывая в них героические черты советских людей. В 1942- 1943 годах П. Корин работает над монументальным триптихом «Александр Невский», прославляющим величие духа русского народа. Сколько несгибаемой моральной силы заключено в образе пожилой крестьянки в картине «Мать партизана» С. Герасимова (1943). Какая пронзительная боль за страдания, выпавшие на долю мирных советских людей, какая глубокая вера в их стойкость и мужество наполняют картины «Жатва» А. Пластова (1945), «На Большую землю» Я. Николаева (1945), «После изгнания фашистских оккупантов» Т. Гапоненко (1943- 1946).