Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Как азарт стал частью изобразительного искусства

Объем мирового рынка гемблинга превышает 440 млрд долларов, что позволяет азартным играм занимать видное положение в индустрии развлечений. Но значимость азартных игр заключается не только в размерах доходов от наземных игорных заведений и онлайн-казино — они давно стали частью массовой культуры. Формирование такого отношения к карточным играм, рулетке, костям и т.д. происходило на протяжении веков под влиянием высокого искусства.

Сегодня, пожелав поиграть, например, в Вавада Казино, вы можете зайти на twinspin.ru и найти его без всяких дополнительных манипуляций. А раньше игры на деньги становились сюжетом для картин великих мастеров, упоминались в гениальных литературных произведениях, появлялись на широком экране в фильмах легендарных режиссеров.

The Cardsharps («Шулера»), Микеланджело Меризи да Караваджо, Италия

Полотно «Шулера» было написано итальянским живописцем эпохи Возрождения Микеланджело Меризи да Караваджо. Это одна из самых известных его работ, в которых художник заложил основу новому течению в изобразительном искусстве, — реализму. Интересно, что эту картину итальянский гений создал в начале своего творческого пути в 1594 году сразу после того, как ушел из подмастерий Джузеппе Чезари, где занимался оформлением готовых полотен мастера. Важную роль в становлении Караваджо сыграл Просперо Орси, который рекомендовал молодого художника состоятельным заказчикам и коллекционерам.

Композиция

На картине изображен молодой человек из богатой семьи, который со свойственной его годам наивностью играет в карты с другим юношей за покрытым дорогой парчей столом. Визави главного героя стал карточный шулер, о чем зритель узнает по запечатленному на полотне жесту последнего: нечестный игрок развернут вполоборота и достает из-за спины карты, которые позволят ему одержать победу в партии. Присутствует на картине и другой персонаж, который стоит рядом с главным героем, заглядывает в его карты и подает шулеру знаки о доставшейся жертве обмана комбинации. Напряжения представленной художником сцене добавляет кинжал на поясе нечестного картежника, который подразумевает более драматичное развитие событий нежели просто карточный обман.

Интересно

Оригинал картины хранится в музее Кимбелла в США, но доказано, что сам Караваджо, а вслед за ним и другие художники XVI-XVIII веков неоднократно создавали копии. Такой популярности полотна способствовал неизбитый сюжет и яркие образы действующих лиц. Картина «Шулера» стала одной из первых в новом для конца 1500-х годов направлении реализма, основателем которого в живописи и стал Караваджо. Для итальянского мастера эта картина стала знаковой и позволила ему завоевать признание в высшем обществе.

Soldiers Playing at Cards («Солдаты, играющие в карты»), Фернан Леже, Франция

Абстракционист Фернан Леже в своем творчестве нередко обращался к быту военных, потому что сам участвовал в Первой мировой войне, спасая раненых с поля боя. Его картина «Солдаты, играющие в карты» написана в кубистской манере и признается ценителями искусства шедевром. Все образы на холсте составлены из геометрических фигур и напоминающих детали причудливых механизмов частей.

Композиция

На холсте можно разглядеть трех солдат, увлеченных карточной игрой. Их головные уборы и ордена указывают на различия в иерархии, которые не мешают им проводить время за одним столом. Картина получила второе название «Карточная вечеринка».

Интересно

Автора больше интересует не исход игры, а тщетность бытия на фоне разворачивающейся войны. На это указывает тот факт, что тела солдат разбиты на части, которые образуют некий механизм и свидетельствуют об отсутствии духовного начала в выведенных персонажах. Нужного настроения художник добивается за счет серой цветовой палитры, которая преобладает на холсте.

Обращение к карточным играм нельзя назвать случайностью, ведь свойственный этому действу азарт обычно заставляет людей эмоционально реагировать на происходящее, вступать в споры и конфликты, доказывать свою правоту и отказывать сопернику в праве забрать выигрыш при малейшем подозрении о мошенничестве с его стороны. «Карточная вечеринка» лишена намеков на подобное развитие ситуации за игральным столом. И это часть художественного приема Леже, столкнувшегося с ужасами войны. Он пытается донести до зрителя мысль, что отсутствие эмоций в азартной игре только подтверждает, что души людей выхолощены последствиями кровавых сражений.