Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Анатолий Савельевич Подоксик (1947-1986)

Среднего роста и крепкого сложения, с широкой грудной клеткой, охваченной всегдашним свитером, курчавыми волосами на лысеющей в последние годы голове, крупными, значительными чертами доброго и серьезного лица, - он казался заброшенным в наши края и времена не то греческим мудрецом, не то библейским персонажем. Во всяком случае, облик его был запоминающимся.

Всю свою недолгую жизнь Толя Подоксик был связан с Эрмитажем. Эта связь возникла еще в ту пору, когда он, девятиклассник, проходил школьную практику в нашем музее. После того краткого месяца все эти ребята исчезли из поля зрения, а Толя остался. Остался, как оказалось, навсегда. Он бывал почти ежедневно, подружился со многими из нас, особенно с хранителем новой французской живописи А. Г. Барской: прижился, можно сказать, примелькался. Он слушал разговоры, сам любил пофилософствовать на художественные и иные темы, кому-то казалось, что разбрасывался. А на самом деле очень рано, почти сразу четко очертил свою тему: Пикассо.

Толя представлял собой классический, редко встречающийся тип однолюба. Что бы ни привлекало его внимание в искусстве, о чем бы он ни читал, что бы ни смотрел, все это, в конечном счете, связывалось в его сознании с Пикассо и его окружением, все было ему интересно в плане возможных контактов с искусством великого мастера. С годами его страсть приобрела характер научного познания этого многосложного явления в художественной культуре всего XX века. Он стал истинным знатоком и серьезнейшим специалистом в избранной им сфере. Толя хорошо знал французское искусство второй половины XIX-XX столетий (вспоминаю его превосходную дипломную работу при окончании Института имени И. Е. Репина, посвященную воздействию японского искусства на живопись импрессионистов и постимпрессионистов), в последнее время его внимание приковывало русское искусство начала нашего столетия, но все это служило ему фундаментом для глубокого постижения искусства Пикассо, главным образом - раннего периода, столь блистательно представленного в Эрмитаже и московском музее.