Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Реальная творческая биография

Если на минуту отвлечься от реальной творческой биографии Антонины Николаевны и вспомнить ее духовный облик, ее темперамент, весь склад ее личности, то можно сказать, что по своим природным данным она должна была бы стать не кабинетным ученым и музейным работником, а художественным критиком, эссеистом, писателем по вопросам искусства. Ибо остроты восприятия явлений искусства и точности мгновенных суждений у Антонины Николаевны было больше, чем усидчивости и методичности. Но судьба ее сложилась так, что всю жизнь - на протяжении сорока лет - она была теснейшим образом связана с Эрмитажем, более того - была одним из коренных его работников. И она сумела выработать в себе качества превосходного историка искусства и музейщика, сохранив ту редкостную свободу суждений и широту сопоставлении явлений искусства, которые - будем откровенны - так редко встречаются в нашей среде. И все же - в этом тоже сплелись личные качества Антонины Николаевны и исторический детерминизм эпохи ее молодости, 1930-х годов, когда она формировалась как музейный работник, - при всей талантливости, глубине мысли и прочих неоспоримых достоинствах ее печатных трудов, она более остро, ярко и в конечном счете более полно выражала себя в устной форме, будь то доклады, бесчисленные ее выступления на различных эрмитажных заседаниях или суждения, высказанные в дружеских беседах.

В сущности, Антонина Николаевна - чьи блестящие по мысли и форме выступления придавали в свое время наибольшую привлекательность нашим научным заседаниям, - не очень-то любила писать. Насколько легко и непринужденно она говорила, настолько непросто было ей заставить себя сесть и писать - хотя писала она мастерски, не теряя точности суждений и свежести мысли своей устной речи. Помню, с каким недовольством собой (а в таких случаях Антонина Николаевна не стеснялась в уничижительной самокритике) работала она над статьей о живописи Матисса для каталога его выставки 1969 года, а статья получилась превосходная, без малейших следов усилий автора. Несмотря на то, что писание требовало от Антонины Николаевны известного преодоления себя, написала она все же довольно много.