Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Фонды отделения гравюр

Как известно, в первые послереволюционные годы фонды отделения гравюр резко выросли за счет передачи многих тысяч эстампов сначала из национализированных частных собраний, великокняжеских и прочих дворцов, затем из других музеев (Русского музея, например) и библиотек при перераспределении и упорядочении их фондов. Это не только обогатило коллекции в целом, но и позволило образовать собрание эстампов XIX века, до того в музее практически отсутствовавшее. Всего в пору работы Евгения Григорьевича в Эрмитаже - и при его активном содействии - в отделение пришло не менее 150 ООО листов. Все эти поступления требовали не просто ознакомления с ними, но предварительного отбора, а затем - систематизации, приемной и прочей документации. К тому же вся коллекция отделения, насчитывавшая с упомянутыми пополнениями не менее полумиллиона единиц хранения (отдельных эстампов и в увражах), требовала новой сквозной инвентаризации. Эта работа, которой уже в качестве заведующего руководил Евгений Григорьевич, продолжалась в течение многих лет силами сотрудников отделения с привлечением вольнонаемных инвентаризаторов, а затем сотрудников смежных отделений и была завершена только во второй половине 1950-х годов, вскоре после кончины Лисенкова. Надо заметить, что это чрезвычайно трудоемкое занятие съедало большую часть рабочего времени всего коллектива отделения, резко ограничивая возможности научной и экспозиционной деятельности.

Тем не менее в 1920-1930-е годы при непосредственном участии, а часто и под руководством Евгения Григорьевича были устроены многие выставки Эрмитажа, среди которых стоит упомянуть Историю гравюры, Юмористическую графику (1935), выставки, отмечавшие юбилеи Гете (1932), Дидро и энциклопедистов (1934), Шекспира (1939), Парижской коммуны, Великой французской революции, французских революций 1830, 1848 и 1871 годов (1933)... Большинство из этих выставок не имело каталогов; счастливым исключением стали экспозиции офортов Эдгара Шаина (1940) и французской литографии конца XIX - начала XX века из собрания Эрмитажа в Ереване (1947), для каталогов которых Евгений Григорьевич написал вступительные статьи.