Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Графическая коллекция Г. С. Верейского

Еще несколько слов о графической коллекции Г. С. Верейского. Существует мнение, что сотрудники музеев не должны собирать собственные коллекции, дабы не впадать в соблазн и не давать предпочтение личным пристрастиям. Соображение это, в целом справедливое, не универсально. И Георгий Семенович лучший тому пример. Я уже упоминал рисунок Мане. Будучи настоящим другом Эрмитажа, Г. С. Верейский не раз приносил в дар отделению гравюр приобретенные им эстампы, восполняя лакуны собрания, которое он с давних пор знал превосходно.

Как уже говорилось, начало собственной коллекции графики он положил еще до поступления в Эрмитаж. Это не было просто увлечением. Собирание эстампов стало серьезной, неотъемлемой частью его жизни художника. Георгий Семенович относился к тому типу людей, для которых обладание произведением искусства становится источником огромного творческого наслаждения. Постоянное общение с любимыми листами воодушевляло его, давало заряд для собственной работы в рисунке, литографии, офорте. ...Я захватил с собой несколько моих гравюр и изредка с волнением рассматриваю их, - писал он своему другу В. В. Воинову (тогда тоже сотруднику Эрмитажа и коллекционеру) из деревни на Смоленщине, где он прожил с семьей голодную зиму 1919-1920 года. - Ухожу от них бодрый и выпрямленный, с жаждой работы, ухожу, почерпнув толчки к новым подходам, но не к подражанию. Та же мысль пронизывает строки другого его письма Воинову, написанного спустя полтора десятилетия и при совсем других жизненных и творческих обстоятельствах: В моих художественных радостях большое место, конечно, занимает собирание эстампов и репродукций. В этом отношении мне очень везет. За это время мне попались литографии Вюйара, Боннара, Делакруа (очень редкие), очень хорошие - Гаварни, прекрасные офорты Ван Дейка и Ливенса, рисунок Доре и т. п. Все это, конечно, я получил не даром, а путем немалых трат и всяческих обменов, но радости, а главное - постоянного художественного подъема это дало много.