Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Александр Бенуа С. Яремич

С 1 января 1921 года Г. С. Верейский стал хранителем, то есть заведующим отделением гравюр (при Отделе картинной галереи) и в этой должности проработал до лета 1930 года. Почти все это время его ближайшим сотрудником и помощником был Е. Г. Ли-сенков, ставший затем его преемником на посту заведующего отделением гравюр.

Георгий Семенович принадлежал к той формации сотрудников Эрмитажа, которая отличалась по-настоящему широкой эрудицией. Искусство он знал превосходно - и как художник, и как музейный работник. Впрочем, и перед теми, и перед другими у него было известное преимущество: он знал историю искусства, конечно, глубже и лучше, чем ее знают обычно живописцы или графики, он чувствовал произведение искусства тоньше и, главное, художнически-профессиональнее, чем большинство музейных сотрудников. В этом отношении Г. С. Верейский живо напоминал некоторых мирискусников, пришедших тогда в музеи. Как свидетельствует рекомендация А. Н. Бенуа и С. П. Яремича, и они видели в нем - тогда еще молодом человеке - не только способного художника, но и уже зарекомендовавшего себя знатока искусства.

Уже стало общим местом сообщать, что на плечи немногочисленных сотрудников Эрмитажа в первые послереволюционные годы пали нелегкие обязанности по просмотру и отбору для музея обширнейших поступлений из национализированных собраний. Тем не менее об этом нельзя не сказать, потому что работа эта действительно требовала большого времени и огромных усилий. Наибольший ее объем пришелся, думается, на сотрудников отделений гравюр и рисунков, чьи коллекции не просто выросли, но и - в результате пополнений - заметно изменили свое лицо. В отделении гравюр именно в эту пору сложилось ядро будущего собрания эстампа XIX века, до того в императорском Эрмитаже практически отсутствовавшего. Крупные и нередко весьма ценные коллекции эстампов передавались в Эрмитаж из национализированных частных собраний и дворцов Петрограда (Юсуповского, Аничкова и др.), иные после тщательного изучения и систематизации поступали в отделение гравюр в порядке перераспределения музейных фондов. О масштабе работы дают представление такие цифры: свыше 16 тыс. листов пришли во второй половине 1920-х годов из ГРМ, свыше 3 тыс. листов - в 1929 году из Строгановского дворца-музея и т. д. Чтобы с пользой заниматься просмотром коллекций и отбором всего интересного для музея, надо было иметь не только обширные знания, но и острый, наметанный глаз. И Г. С. Верейский обладал этими качествами в высокой степени.