Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Отечественная художественная культура

В глазах всех причастных к отечественной художественной культуре Владимир Францевич являлся олицетворением Эрмитажа. Таким воспринимали его все те, кто извне обращался к нему со своими профессиональными вопросами, таким он был в глазах самих эрми-тажников, старых и молодых. В большом коллективе сотрудников Эрмитажа Владимир Францевич был едва ли не единственным человеком, чей авторитет - в любом вопросе жизни музея - был неколебим для всех. Относились к нему с уважением и какой-то особой нежностью, хотя нетрудно себе представить, что он мог кого-то и раздражать чисто интеллигентской своей мягкостью, порой нерешительностью, неумением отказать, нередко - оттягиванием окончательного решения того или иного вопроса. Зато когда Владимир Францевич считал это необходимым, то проявлял и твердость, и решительность, вообще-то ему не свойственные. Характерно, что к Владимиру Францевичу обращались с вопросами, с ним обсуждали научные проблемы отнюдь не только специалисты по истории западноевропейского искусства, но и античники, востоковеды, русисты. И совсем не потому, что он занимал высокий пост в музейной иерархии, а потому, что был умен и необыкновенно широко образован - то, что называется все знал - и обо всем судил интересно, мог направить мысль собеседника по перспективному руслу, подсказать важное соображение, назвать не приходившую в голову литературу, забытый источник. И все это доброжелательно, заинтересованно в успехе чужой работы, без тени менторства.

Особость положения Владимира Францевича в среде наших ведущих искусствоведов определялась тем, что он был известен, в первую очередь, как необыкновенный эрудит в самом широком кругу художественно-культурных проблем. В то же время его известность, как я уже отмечал выше, находилась в странном противоречии со сравнительно небольшим числом опубликованных им научных работ. Можно сказать, что его вполне заслуженная репутация опиралась преимущественно на устную традицию, постоянно поддерживавшуюся теми многочисленными специалистами всех рангов, которые слушали его выступления, переписывались, но более всего - консультировались с ним.