Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Процесс переработки большой рукописи

На протяжении десятков лет работы Владимир Францевич поднял целые пласты архивных материалов, до того никем почти не тронутых, и его глубоко фундированные исторические разработки ввели в эрмитажный обиход, а вслед за тем - в каталоги великое множество достоверных фактов, сведений, дат, имен. Так, исподволь, Владимир Францевич пришел к главному труду всей своей жизни - Истории западноевропейских собраний Эрмитажа. Прообразом, как бы проспектом его стал обширный доклад, прочитанный Владимиром Францевичем в дни празднования 175-летия Эрмитажа (1939) и поразивший своей основательностью и размахом всех на нем присутствовавших. Рукопись монографии, в основном завершенная к началу войны, в дальнейшем постоянно им дорабатывалась, но так и не была сдана в издательство. Это капитальное исследование, концентрируя основное внимание на формировании коллекции живописи Эрмитажа, дает вместе с тем широкую панораму собирания искусства в России на протяжении XVIII, XIX и начала XX века. В первые послевоенные годы Владимир Францевич включил в него интереснейшую часть, посвященную истории собирательства при Петре I и его преемниках, - основанную на вновь найденных в архивах и разысканных в печати исторических свидетельствах.

В процессе переработки большой рукописи от нее отпочковывались частные исследовательские темы, две из которых стали предметом отдельных публикаций.

В статье (Сообщения Гос. Эрмитажа, XXXI, 1970) о женевском собрании картин Франсуа Троншена, приобретенном в Эрмитаж во второй половине XVIII века, Владимир Францевич уточнил не только дату поступления коллекции, но и, главное, ее состав, отождествив (по описанию XVIII века) большинство картин с находящимися ныне в нашем музее.