Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Эффективность научной работы

Не стоит, однако, впадать в крайность и утверждать, как это можно иногда слышать, что Владимир Францевич почти ничего не написал. Написал он немало, но, действительно, эффективность его научной работы выражалась не столько в количестве и объеме печатных трудов, сколько в том огромном полезном воздействии, которое он постоянно оказывал на весь ход научной жизни Эрмитажа. Как это ни парадоксально, но если бы он даже ничего не напечатал, значение его в Эрмитаже не было бы этим ничуть поколеблено.

Среди созданного Владимиром Францевичем в 1920-1930-е годы должны быть отмечены книжка Снейдерс и фламандский натюрморт, выпущенная в 1926 году в известной серии Комитета популярных художественных изданий, две основательные статьи по иконографии Вольтера (1936, 1938), главы, посвященные искусству Нидерландов XV века и Франции XVIII века, для подготавливавшейся в Эрмитаже в предвоенные годы, но так и не изданной Истории западноевропейского искусства. Его перу принадлежали также статьи по западному искусству и об Эрмитаже в Большой Советской Энциклопедии и других справочных изданиях, написанные в 1930-е и первые послевоенные годы.

Уже упоминалось, что Владимир Францевич был выдающимся знатоком творчества Рембрандта. Естественно, что особенно пристальное внимание он уделял первоклассной эрмитажной коллекции живописи великого голландца. И в этом разделе его работы опубликованное и хотя бы написанное составляет, подобно видимой части айсберга, малую долю того, что было им тщательнейшим образом исследовано, собрано, продумано за долгие годы. Не был, к сожалению, напечатан в свое время написанный Владимиром Францевичем совместно с Р. М. Хай каталог собрания картин Рембрандта в Эрмитаже (3 авт. листа, 1947-1949). В процессе работы над этим каталогом была задумана помещенная много позднее в Сообщениях Гос. Эрмитажа (вып. 11, 1957) небольшая, но емкая по содержанию, основанная на тонком иконографическом и архивном исследовании статья Владимира Францевича, посвященная уточнению сюжета и истории бытования картины Рембрандта, получившей в результате название Прощание Давида