Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Обновления декоративных возможностей

В поисках обновления декоративных возможностей своих эстампов Ермолаев исполняет несколько литографий одними цветными контурами, переводя на камень - без последующей заливки тоном - твердый линейный рисунок. Это высветляет и наполняет воздухом такие его листы, как Садовый интерьер (1964).

Контрастным по отношению к только что названному стал чисто декоративный прием, к которому художник обратился в ряде литографий 1970 года. Введя черные фоны, он резко усилил декоративную насыщенность геометрически четких цветовых пятен композиции Спортсмены и некоторые другие, но красочная гамма их стала, быть может, менее пластичной.

Как уже упоминалось, Ермолаев сократил до минимума экспозицию акварели на этой выставке (на прошлой его персональной выставке в 1961 году она составляла почти половину ее состава). Между тем, работал он в акварели постоянно, в частности, акварели предшествовали почти каждому его эстампу. Большая подвижность этой техники, которой Ермолаев владеет поистине мастерски, придает легким, насыщенным светлым цветом акварелям значение совершенно самостоятельного и в высшей степени привлекательного раздела его творчества.

В 1970-х годах Ермолаев увлекся новым для него материалом - цветными карандашами, которые довольно быстро оттеснили литографию и заняли в его повседневной работе центральное место. В рисунке цветными карандашами художник нашел качество, которое усиленно искал в литографии, - прозрачность цвета, возможность легко модулировать его плотность и насыщенность - все то, чего при излюбленном им методе заливок тоном он не мог добиться в эстампе (отсюда и попытки делать чисто контурные литографии). Рисунки карандашами, в которых он работает главным образом пятнами цвета, лишь обостряя их редкими линейными элементами, Ермолаев дополнительно высветляет своеобразным приемом - белыми контурами изображаемых предметов. Этот прием, к которому он прибегает систематически, сообщает его рисункам совершенно особый облик. В последнее время он рисует не на всем листе, а оставляет вокруг изображения широкие белые поля (как это делал в своих акварелях и рисунках цветными карандашами прекрасный мастер графики Д. И. Митрохин). Все это придает его красивым, иногда даже нежным по цвету листам несколько нарочитую аккуратность. Так или иначе, свойственные всей графике Ермолаева последних двух десятилетий чистота цвета и пластическая ясность определяют высокие достоинства этих рисунков.