Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Впечатления от искусства Пиросманишвили

Весьма примечательно, что начинает Ермолаев в живописи на самой высокой ноте - первые же его опыты отмечены редкостным чувством монументальности формы. Это - фигурные композиции, относящиеся к 1930-1931 годам. Живопись их (масло на картоне), построенная на отношении охристо-желтых, белых и красных к доминирующему черному цвету фона, свидетельствует о несомненном впечатлении, произведенном на художника искусством Пиросманишвили. Дети, Девочка в желтой шубке, Девушка с гитарой, Студентка должны быть названы в числе самых сильных. Следует, вероятно, здесь же отметить, что вся без исключения живопись Ермолаева - и тогда, и позднее - создавалась не непосредственно с натуры, а по представлению и натурным зарисовкам. Таким образом, в самом методе его работы была заложена неизбежность значительного пластического обобщения - все равно, человека или пейзажа. Многосложность видимого мира сводится в композиционно уравновешенной живописи Ермолаева к простым цветовым отношениям и к формам лапидарным, отстоявшимся в зрительной памяти художника. Вскоре (1931-1932), сохраняя черные или темные фоны, Ермолаев обращается к своего рода портретам - однофигурным, парным, семейно-групповым, - в которых очевидна ориентация на старых голландцев и Федотова, а еще более, быть может, - на провинциальную фотографию с ее строгой репрезентативностью и откровенным позированием размещенных один подле другого персонажей. Суммарность трактовки реалий сменяется здесь тщательнейшей проработкой лиц, костюмов, деталей обстановки.

Развитием тех же тенденций в сторону большей жанровости, даже некоторой сюжетности, стала серия изображений краснофлотцев и морских командиров (1932-1935). Подготовка моряков к парадам, сцены которой он мог постоянно наблюдать в предпраздничные дни на ленинградских площадях, долго занимала Ермолаева и нашла свое выражение не только в живописи маслом (на картоне и холсте), но и в значительном числе акварелей, а также в его цветных литографиях первых послевоенных лет. Однако в Живописи морская тема была вытеснена еще в середине 1930-х годов.