Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Серьезная современная литература

Подобно небезызвестному мистеру Джинглю, Герта Михайловна любила телеграфный стиль и обожала употреблять почерпнутые у своих молодых приятелей выражения. Слушай, старуха, - говорила она мне, - как там? Там - это значило в Эрмитаже, к которому питала особый решпект. И намекала, а то и настаивала, чтобы на очередную выставку я провел ее обязательно со служебного входа - так было для нее интереснее. Вообще была лаконична. Юрка, ну? - раздавалось в телефоне, и хотя я всегда спрашивал что ну?, прекрасно знал, что она имеет в виду новости художественной и околохудожественной жизни.

Она очень много (и вполне бессистемно) читала, главным образом, по ночам и более всего по-французски, обожая детективы и не брезгуя дешевым чтивом, при этом чутко реагировала на серьезную современную литературу, переводную и отечественную. Любила ходить в кино, обязательно с кем-нибудь из приятельниц, досаждая спутнице вопросами (и возмущая тем окружающих), и нельзя было понять - действительно она не улавливает происходящего на экране или это для нее игра, своего рода ритуал.

К близким ей людям Герта Михайловна относилась по-настоящему сердечно, старалась как-то помочь, дать медицинский совет (долгие годы у нее еще сохранялись врачебные связи), в серьезные моменты жизни говорила коротко и деловито. И всегда была внимательным, преданным и верным другом.

Во всех названных и многих иных качествах Герты Михайловны, ее чудачествах (или том, что можно было принять за чудачества), в ее богемно-романтическом отношении к жизни и в самой ее неустроенной жизни с несовершенным бытом и плохо скрытой бедностью, в ее неизменном стремлении сказать свое слово в искусстве и быть услышанной теми, кого она пенила, - во всем этом проявлялась неподдельность ее артистической натуры, сквозь все это явственно проступал художник.